26
июнь — 2025
Автор выражает огромную благодарность Ефремову Андрею Николаевичу (АО «Топ Системы») за помощь в изучении OpenAPI в T-FLEX CAD.
Проектирование судна представляет собой очень сложную задачу, требующую использования разных методик разработки для каждой части проекта (корпус, устройства, механизмы и т.д.). Современные технологии её решения с применением 3D-моделирования предполагают использование специальных САПР. Однако их высокая стоимость существенно ограничивает доступность такого софта для небольших проектных организаций, а при самостоятельной постройке маломерных судов функционал будет чрезмерно избыточным. Альтернативой являются “универсальные” САПР, такие как T-FLEX CAD в составе комплекса T-FLEX PLM. Они успешно могут применяться для машиностроительной части судна, но для эффективной работы с корпусной частью проекта может потребоваться некоторая адаптация.
Краткая структура модели, применяемой в предлагаемой методике, приведена на рис. 1. Она предполагает использование двух базовых моделей (в двух разных файлах): теоретической (компоновочной) и конструктивной. Такое разделение связано с функционалом каждой из частей фрагмента и с логическим предположением, что переход к конструктивной части проекта будет осуществляться после достаточно полной отработки теоретической, что подразумевает отсутствие существенных изменений базовой геометрии и общих параметров проекта.
Теоретическая модель – это в основном этап эскизного проекта. Данная модель предназначена для разработки дизайна (экстерьера) судна, обводов корпуса, общего расположения судна. Геометрия моделируется поверхностями различной сложности, без конструктива. Таким же образом в модели создаются базовые точки (3D-узлы) для привязки различного оборудования, если их расположение должно быть точно увязано с геометрией корпуса (например, подруливающих устройств, валовых линий, стабилизаторов и пр.). В данной модели также может отрабатываться планировка помещений, размещение крупного оборудования. Модель может содержать несколько вариантов корпуса, из которых либо будет выбран оптимальный, либо на основе каждого варианта будет разрабатываться отдельный конструктивный проект.
Рис. 1 - Структура и схема порядка построения 3D модели корпуса судна
Ещё одним важным назначением теоретической модели является проведение расчётов по теории корабля с помощью специального плагина. В значительной мере именно из-за этого конструктивная часть модели вынесена отдельно. Дело в том, что при проведении расчётов, кроме математических вычислений по снимаемым с модели параметрам, система в автоматическом режиме производит построения вспомогательных элементов (плоскостей, узлов, профилей и т.д.) и меняет геометрию тел (отсекает их плоскостями), а это требует частых пересчётов модели. Для проведения таких операций в конструктивной модели с большим количеством операций потребуется значительное количество времени.
Конструктивная модель содержит в себе собственно конструкцию судна: элементы корпуса, оборудования, систем и пр. Возможно использование различной степени проработки моделей, например, упрощённое изображение сложного (поставляемого) оборудования с точным моделированием только присоединительных элементов либо подробная проработка специальных конструкций, необходимая для выпуска рабочей документации. Применительно к корпусу также допустимы разные варианты, например, листовые детали (настилы, стенки набора) могут моделироваться без толщины и мелких элементов (например, шпигатов) либо подробно, включая даже разделку кромок под сварку, – в зависимости от назначения данных элементов модели.
Взаимосвязь между двумя моделями достигается за счёт того, что теоретическая модель применяется в конструктивной в качестве 3D-фрагмента и доступна для использования её геометрии. Изменения в первой модели автоматически переносятся во вторую.
Базовой частью теоретической модели является геометрия корпуса, надстроек и внутренних перекрытий (палуб, переборок) в виде тел-поверхностей. Они могут создаваться непосредственно в этой модели, вставляться как 3D-фрагменты, импортироваться в модель из других форматов (при разработке геометрии в других САПР). Например, в примере, приведенном на рис. 1, днищевая часть корпуса представлена параметрическим 3D-фрагментом. Его форма может быть отработана отдельно от остального корпуса и либо применяться в модели корпуса без изменений, либо задавать днищу нужную форму, управляя параметрами фрагмента непосредственно из модели корпуса. Для построения профилей вертикальных переборок и перегородок в корпусе очень удобно использовать возможность создания множества 3D-профилей на одной рабочей плоскости, задавая им разные цвета. Так, на рис. 2а показан пример совмещения на рабочей плоскости верхней палубы профилей переборок, расположенных как ниже, так и выше её, а на рис. 2б – совмещение профилей палуб и переборок в плоскости ДП, а также профиля для создания твердотельной модели корпуса с помощью штриховки. В качестве альтернативы рисования профилей для построения перекрытий можно применять простой параметрический фрагмент, создающий в модели одиночную стенку, диалог параметров которого показан на рис. 3. Кроме того, можно использовать средства API системы и создать специальную команду построения стенки с формой ввода данных, аналогичной рис. 3.
а)
б) Рис. 2 – Совмещение 3D-профилей плоских перекрытий корпуса на рабочих плоскостях: а) – верхней палубы; б) – диаметральной плоскости
Рис. 3 – Диалог параметров 3D-фрагмента плоской стенки
Управлять размерами перекрытий можно с помощью набора переменных, которые будут определять положение границ стенок. К числу обязательных можно отнести переменные, задающие главные размерения судна, положения палуб, шпацию, если она постоянная по всей длине судна (см. рис. 4а). Если шпация переменная, то для исключения постоянных подсчётов абсцисс шпангоутов необходимо создавать соответствующую базу данных (см. рис. 4б) – её генерация входит в операцию настройки модели.
Рис. 4 – Источники данных модели: а) – набор переменных главных размерений; б) – база данных абсцисс шпангоутов
По поверхностной геометрии здесь также создаются объёмные твердотельные модели корпуса в двух вариантах: корпус заодно с первым ярусом надстройки, и модели отдельных замкнутых объёмов (отсеки, цистерны, закрытые помещения надстроек). Эти модели используются для расчётов статики корабля, так как позволяют без дополнительных расчётов получать данные по объёмному водоизмещению и положению центра величины. Модели отсеков и помещений необходимы при расчётах непотопляемости, аварийной остойчивости, а также для определения вместимости судна.
Для удобства работы в данной модели предусматривается набор слоёв для разной геометрии: 3D-построения (плоскости, профили), поверхности наружной обшивки, поверхности перекрытий, твердотельные тела и пр. (рис. 5). Если в модели размещаются фрагменты оборудования и/или помещений, для них также создаются свои слои. Управляя видимостью слоёв, можно отображать необходимые части модели. При наличии разных вариантов корпуса для каждого из них создаётся свой набор слоёв. Имя слоя также используется плагином для поиска геометрии. Чтобы объёмная геометрия не передавалась в сборку конструктивной модели, для соответствующих слоёв включается опция «Невидимый при вставке в сборку».
Рис. 5 – Размещение элементов теоретической (компоновочной) модели по слоям
Методика построения теоретической модели состоит в следующем:
Основой для построения конструктивной модели является теоретическая (компоновочная) модель судна в виде 3D-фрагмента. При вставке модель не разбивается на отдельные тела (это может нарушить ссылки на тела при изменении геометрии). Для возможности дальнейших построений также создаются необходимые рабочие плоскости и переменные (аналогично теоретической модели); обязательно с помощью плагина должны быть построены плоскости практических шпангоутов. При этом также генерируются необходимые слои для отображения отдельных групп элементов модели, а кроме того, возможен выбор операций по имени слоя.
Слои в конструктивной модели можно условно разделить на три группы:
Рис. 6 – Отображение слоёв конструктивной модели
Порядок и методика построения конструктивной модели корпуса судна основаны на следующих положениях:
Рис. 7 – Контур обвода (а) и построение 3D-профилей набора (б, в, г)
Проектирование судового корпуса, как и всего судна, - процесс творческий и не предполагает полной автоматизации. T-FLEX CAD позволяет использовать:
При частом использовании стандартного проката или типовых профилей, деталей, узлов и т.д. их удобно объединять в библиотеки в виде набора параметрических 3D-моделей с доступом к ним через окно «Меню документов». На рис. 8а показан её фрагмент с корпусными деталями.
В группу корпусных деталей входят такие модели, как:
Рис. 8 – Библиотека моделей корпусных деталей: а) – меню библиотеки; б) – пример использования библиотечных фрагментов в модели корпуса
При моделировании корпуса также используется библиотека корпусного оборудования: иллюминаторов, горловин, крышек люков, дверей, трапов (рис. 9). Неотъемлемой частью предлагаемой методики является использование специального плагина, который выполняет операции (на момент написания статьи, в дальнейшем планируется расширение функционала):
Рис. 9 – 3D-фрагменты корпусного оборудования и их использование в модели корпуса
Благодаря выполнению типовых расчётов статики корабля расширяется функционал CAD системы, что позволяет не только моделировать корпус, но и проводить анализ его характеристик на соответствие проектным требованиям и нормативным требованиям. При этом в автоматическом режиме и практически готовом виде формируются теоретический чертёж, кривые элементов теоретического чертежа.
В заключение можно сделать вывод, что машиностроительная САПР T-FLEX CAD совместно с параметрическими библиотеками 3D-фрагментов и с использованием специального плагина может эффективно применяться при проектировании судовых корпусов на разных этапах: от построения теоретической модели корпуса и компоновки до подробной деталировки корпуса. Сравнится по функционалу и производительности со специальными САПР она, конечно, не может, такой цели и не ставится, но может использоваться в разработке маломерных и малотоннажных коммерческих судов небольшими проектными организациями.
Автор: Черанёв Иван, ведущий инженер-конструктор Выборгского судостроительного завода.
?
события 3D-печати
поделиться статьей с друзьями
добавить сообщение
Отправляя данную форму, даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.