30
август — 2018
Московские пенсионеры уже не те. Если и был стереотип, что пожилые люди остались на обочине прогресса, его уничтожили. Вместо блинов и вязания под телевизор современная бабушка идёт на курсы Autodesk. А пока внуки меряются последними смартфонами, заказывает в интернет-магазине 3D-принтер для собственного проекта.
Именно этому учит социальный проект 3D-моделированию и 3D-печати для взрослых «Старший класс», в первую очередь не работе в программах — свободе от рамочного мышления. Первый набор участников прошел в начале августа, а в 20 августа в библиотеке им. Н.А. Некрасова состоялась выставка итоговых работ.
Автор программы Илья Соболь — изобретатель, мейкер и эксперт по реализации проектов. Три года назад Илья основал изобретательское бюро «Изобрюло». Бюро разрабатывает и продвигает продукты, созданные с помощью современных технологий дизайна: модульные системы, конструкторы из различных материалов и «умные» 3D декорации. Илья преподавал в Школе дизайна НИУ ВШЭ, а сейчас читает лекции для госкорпораций и коммерческих компаний по футурологии, прототипированию, проектной деятельности, 3D-технологиям и навыкам работы с идеями.
Концепция «Старшего класса» возникла во время очередной лекции в библиотеке им. Н.А. Некрасова. Выбор целевой аудитории покажется странным, ведь изначально планировалось провести мастер-класс для детей. Но Илья сразу отказался: «Я сразу сказал, что для детей сделано уже более чем достаточно, и смысла что-то делать — нет. А вот с взрослыми и людьми старшего возраста позанимаюсь с удовольствием. Сегодня у нас несбалансированная образовательная среда. Мы учим детей классным инновационным вещам: робототехнике, программированию, журналистике, видеосъемке. Расширяем им сознание, а потом дети возвращаются к своим родителям с узким мышлением, таким образом сводя на нет все усилия. Поэтому надо учить взрослых».
Кроме «Изобрюло», партнерами проекта стали библиотека им. Н.А. Некрасова, ФАБЛАБ МИСиС, SMART библиотека имени А. Ахматовой, VFR-GAMES.RU. Библиотека им. Некрасова предоставила компьютерные классы для обучения и выставочный зал для презентаций. Остальные партнеры предоставили оборудование, организовали экскурсии по собственным производственным мастерским и виртуальной реальности. Интересно, что никто из организаторов не заработал на «Старшем классе» — всё было сделано бесплатно в рамках социальной инициативы.
Научиться 3D-технологиям захотели 20 человек. Вступительное задание оказалось очень простым — каждый участник должен был прислать скриншот своего рабочего стола. Так проверялось, насколько уверенно человек пользуется компьютером и понимает, что от него хотят. По результатам теста Илья отобрал 8 учеников. Самому старшему из них было 70 лет.
Учиться моделированию пришли совершенно обычные взрослые люди, без каких либо навыков проектирования. У кого-то было много свободного времени, кто-то заскучал. В «Старшем классе» занимался мужчина, который некоторое время жил в Португалии. Из-за скуки он вернулся в Москву и сразу отправился изучать 3D-технологии.
Обучение длилось 12 образовательных часов, растянутых на два дня. В первый день участники осваивали Autodesk Fusion 360, пытались рисовать простейшие вещи: двухмерные скетчи, буквы, инициалы своего имени. Во второй день они закрепляли пройденный материал и ходили на экскурсии. В мастерских ФабЛаб МИСИС они увидели ЧПУ-станки и 3D-принтеры, в SMART-библиотеке и клубе VFR-games.ru познакомились с виртуальной реальностью. На экскурсиях участники посмотрели, как абстрактные идеи превращаются в готовый продукт.
В конце каждого дня Илья проводил занятия по развитию творческого мышления. Он рассказывал, как научиться творческому мышлению и давал задания, которые пригодились во в практической части мастер-класса. В конце курса участники сдали импровизированный экзамен — проектную работу по 3D-моделированию.
Из 8 человек, которых записались на обучение, итоговое задание выполнили семеро. Илья отмечает, что возраст не повлиял на образовательный процесс, поскольку скорость обучения неодинакова и в молодых группах — кто-то усваивает материал быстрее, кто-то медленнее. Более важный вопрос — насколько пожилым людям вообще нужны полученные навыки по 3D-моделированию.
«Все спрашивают, есть ли у проекта прикладные функции. Я отвечу — и да, и нет. Моя задача — построить процесс таким образом, чтобы у людей возникло желание продолжать. Единственный способ, который может мотивировать — быстрые результаты. Свободное проектирование замечательно тем, что человек может быстро создать всё, что захочет. У него не опускаются руки и он готов двигаться дальше. Обучение прикладным навыкам начнется на второй ступени. Когда мы её сделаем и пригласим тех людей, кого уже обучили», — поясняет Илья Соболь.
С этой позиции результаты мастер-класса Илья признает отличными. Часть участников подтвердила, что продолжит заниматься моделированием. Некоторые даже записались на специализированные курсы Autodesk Fusion 360, чтобы закончить работу над учебными проектами.
Чуть позже «Старший класс» продолжит свою работу в расширенном формате. Обучение будет состоять из трех ступеней: начальной, базовой и продвинутой. Так же в планах создать отдельный курс по дизайну интерьеров. Организаторы надеются, что, пройдя все этапы, бывшие ученики превратятся в педагогов и сами начнут преподавать в «Старшем классе».
?
события 3D-печати
поделиться статьей с друзьями
добавить сообщение