Интервью

3D-технологии в российском образовании. Блиц-опрос. Часть 1

Возможности 3D-технологий постоянно растут: ежедневно появляются новости об использовании домашних и промышленных 3D-принтеров для решения самых разных задач. Одной из наиболее активных сфер применения аддитивных технологий, и уж точно самой социально значимой, является образование. Редакция портала 3Dpulse.ru начинает цикл материалов, посвященных применению 3D-технологий в российском образовании.

Для того, чтобы понять, какие образовательные учреждения приобретают 3D-принтеры и какими именно устройствами они интересуются, мы задали несколько вопросов производителям и продавцам 3D-оборудования.

3Dpulse.ru: Как активно образовательные учреждения интересуются оборудованием для 3D-печати, которое Вы реализуете?

Максим Анисимов, исполнительный директор компании «PICASO 3D»

Начать хотелось бы с того, что образовательные учреждения интересуются, в первую очередь, технологией и тем, как ее можно было бы применять в образовательном процессе. Это достаточно обширный вопрос, но могу сказать, что мы выстраиваем процесс взаимодействия с учебными заведениями таким образом, чтобы учащиеся могли сразу приступить к работе с оборудованием.

На данный момент во многих Центрах молодежного инновационного творчества (ЦМИТах) и школах уроки информатики, технологии, робототехники, основы инженерных профессий проводятся с использованием нашего оборудования. Мы активно поддерживаем различные образовательные проекты и принимаем участие в программах. Недавние – это летняя школа ТинГрад, где участники в течение смены создавали продукт от идеи до прототипа, Школа Реальных Дел – задача учеников со своей точки зрения сформировать понимание необходимости использования технологий 3D-печати в учебном процессе. Отдельно выстраивается взаимодействие с колледжами и ВУЗами.

Наша компания в 2016 году стала индустриальным партнером движения JuniorSkills. Для нас это было значимым подтверждением востребованности технологии и нашего оборудования в среде образования.

Евгения Курочкина, директор по развитию компании «ZENIT 3D»

Различные образовательные учреждения, будь то ЦМИТы, лицеи, школы, специализированные кафедры при ВУЗах, в основном из Центральной России, Поволжья и Сибири, достаточно активно интересуются нашим оборудованием. Мы менее года продаем 3D-принтеры, но можем смело заявить, что почти половина (а это около 50 единиц) теперь используются как раз в подобных учреждениях.

Михаил Гасымов, генеральный директор компании «EDCOMM»

В продуктовом портфеле компании «EDCOMM» присутствует линейка устройств для 3D-печати. Мы являемся партнерами российского разработчика «PICASO 3D», производственная база которого расположена в Зеленограде, а также находимся в процессе поиска партнеров в более бюджетной ценовой категории устройств для 3D-печати.

Принтеры «PICASO 3D» под брендом ECOMMANDER известны на российском образовательном рынке высоким качеством печати и доступным сервисом. В структуре продаж нашей компании 3D-принтеры составляют чуть больше 1%, однако осознавая темпы эволюции этой технологии, мы стремимся развивать и поддерживать направление.

На сегодняшний день только 20% московских школ оснащены 3D-устройствами, однако вектор развития профильного образования свидетельствует о росте интереса к этой технологии.

Марианна Гергова, ведущий специалист департамента продаж 3D-оборудования компании «3D-Store»

На данный момент образовательные учреждения, в том числе школы, специализированные колледжи, библиотеки, всевозможные центры юношества, вузы активно внедряют 3D-технологии в процесс обучения.

Ренат Гайнутдинов, генеральный директор компании «Ирвин» (Magnum)

3D-принтеры Magnum достаточно часто используются в образовании, мы поставляем их не только в школы, но также и в ЦМИТы, лаборатории и другие организации, занимающиеся образованием и интересующиеся новыми технологиями и 3D-печатью. В первую очередь, 3D-принтеры Magnum привлекают простой, понятной и надежной конструкцией, что позволяет бесперебойно их использовать, не останавливая процесс обучения из-за поломок или застреваний, как это часто бывает с другими моделями.

Также наш принтер имеет дополнительные приставки для печати пластичными материалами, такими как шоколадная паста, тесто, силикон и пр., и лазерную приставку которая позволяет делать гравировку по дереву, коже и другим материалам, резать бумагу и тонкий картон. При этом стоит отметить, что лазерная приставка абсолютно безопасна, имеет низкую мощность и комплектуется защитным очками.

Артем Красовский, менеджер по работе с ключевыми партнерами компании «RangeVision»

Все последние годы образовательные учреждения проявляют интерес к 3D-оборудованию и к 3D-сканерам в частности. Это ВУЗы, ЦМИТы, политехнические колледжи, школы.

Например, оборудование «RangeVision» поставлялось в МГУ им. Ломоносова, МГТУ им. Баумана, МАИ, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Государственный Университет Нефти и Газа им. Губкина, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, СО РАН и во многие другие известные учебные заведения.

Некоторые регионы централизованно проводят закупку комплектов 3D-оборудования для школ, а в список рекомендуемого оборудования для Центров молодежного инновационного творчества обязательно входят 3D-сканер и принтер.

Михаил Козенко, руководитель компании «VolgoBot»

В современном мире образовательные учреждения (от детских садов до ВУЗов) всё больше нуждаются в освоении 3D-технологий. Моделирование и производство вещей на 3D-принтере позволяет получить наглядные пособия. Поэтому спрос у образовательных учреждений на покупку 3D-оборудования не спадает. К нам очень часто обращаются представители образовательных учреждений.

Ирина Соломникова, коммерческий директор компании «IMPRINTA»

Последнее время нас очень радует интерес образовательных учреждений к технологии 3D-печати, и, конечно, к нашим 3D-принтерам. Сегодня очень много проводится мероприятий для детей по моделированию, печати и ознакомлению с 3D-оборудованием.

Не будучи еще производителями 3D-принтеров, а работая как студия 3D-печати, мы уже тогда принимали участие в различных мероприятиях, направленных на знакомство детей и учителей с данной технологией. Сейчас мы можем делать это еще более активно.

Олег Гогин, генеральный директор компании «НИССА Диджиспейс»

Достаточно активно. Наибольший спрос в ВУЗах, технологических колледжах и ЦМИТах.

Юлия Ефимова, маркетолог компании «Фабберс»

Компания «Фабберс» уже довольно давно ведет политику внедрения 3D-технологий в образовательную систему, ведь весь мир не стоит на месте, и, судя по новостям крупных мировых порталов по 3D-печати, даже страны третьего мира стараются обучить своих детей новым технологиям, поскольку они понимают, что это важно для их будущего. Образовательная система нашей страны, несмотря на все свои недостатки, старается тоже не отставать от мировых тенденций. Например, в конце 2013 года в рамках программы по оборудованию лабораторий для средних школ мы поставили 186 комплектов 3D-техники (принтер+сканер) и расходных материалов. Сегодня образовательные учреждения формируют 30-40% заказов на 3D-оборудование. Поскольку у нас в основном оборудование полупрофессиональное или профессиональное, в большинстве своем это высшие учебные заведения.

Андрей Нуждов, руководитель сервиса «PrintAndPlay»

Сейчас практически не интересуются, продаж нет, кризис в стране. Мой проект принтера остановился в развитии. Проблему помимо кризиса я вижу в том, что школы предпочитают централизованные закупки, а в них используются тендерные схемы, участие в которых весьма дорого обходится поставщикам по трудозатратам, деньгам и времени. Такое могут себе позволить только поставщики, оборудование которых выпускается серийно, но серийные принтеры не обладают проектной гибкостью и модульностью, необходимой для образовательного процесса.

3Dpulse.ru: Какие приборы (3D-принтеры, сканеры, ручки и т.д.) приобретают образовательные учреждения? Есть ли у Вас модели, адаптированные под нужды образования?

Максим Анисимов, исполнительный директор компании «PICASO 3D»

Программное обеспечение для моделирования, сканеры, ручки, принтеры – все это приобретается школами. Оборудование – это всего лишь инструмент, основная роль которого – выполнение задач, стоящих перед пользователем. Для школы, как владельца оборудования, важно понимать, какой эффект будет получен от его использования в образовательном процессе и какова будет реальная стоимость владения. Для учителя и ученика важно выполнение запланированных задач и проектов. Наш опыт показывает, что использование 3D-принтеров «PICASO 3D» закрывает те потребности, с которыми сталкиваются учителя, ученики и школа.

Евгения Курочкина, директор по развитию компании «ZENIT 3D»

Образовательные учреждения приобретают оборудование у наших официальных представителей по всей России, и это только 3D-принтеры «ZENIT 3D». На данный момент у нас две модели (весной ожидается выход третьей, наиболее продвинутой), и они обе адаптированы под нужды образования, так как имеют закрытый корпус и индикацию нагрева (эти параметры чрезвычайно важны при работе детей за устройствами), достаточно большую область печати, универсальны в использовании различных пластиков (а значит могут быть использованы для реализации самых разных проектов).

Михаил Гасымов, генеральный директор компании «EDCOMM»

Как я говорил ранее, компания «EDCOMM» специализируется на работе с образовательными учреждениями, поэтому все решения, которые мы предлагаем, используются в учебном процессе. Если говорить о распределении запросов по устройствам, то 99% приходится на 3D-принтеры. Это связано с очевидной полезностью и перспективностью принтеров с одной стороны и недостаточной зрелостью остальных 3D-устройств. Сканеры и ручки пользуются на порядок меньшим спросом.

Марианна Гергова, ведущий специалист департамента продаж 3D-оборудования компании «3D-Store»

Наиболее интересными моделями в этой отрасли являются бюджетные FDM-принтеры, такие как 3D-принтер Zortrax М300, отличающийся высокой точностью печати и особой прочностью материалов, в закрытом безопасном корпусе и с большим размером рабочей камеры; 3D-принтер CubеPro американского производства с отличными техническими характеристиками, стильным эргономичным дизайном и простотой использования; 3D-принтер Zmorph – уникальный 3D-принтер, имеющий в комплектации печатающую головку с двумя экструдерами с возможностью одновременной печати, экструдером для гравировки и фрезерования, что позволяет ему работать как ЧПУ станок, так же этот чудо-агрегат имеет возможность печати тестом, шоколадом и даже керамикой!

Ренат Гайнутдинов, генеральный директор компании «Ирвин» (Magnum)

Все 3D-принтеры Magnum хорошо подходят под нужды образования, имеют дружелюбное ПО и полностью русифицированы. Для защиты от пыли принтеры могут комплектоваться дополнительным кожухом.

На сайте компании можно найти обширный раздел с ответами на часто задаваемые вопросы, а также тикет-систему для поддержки пользователей.

Артем Красовский, менеджер по работе с ключевыми партнерами компании «RangeVision»

Образовательные учреждения покупают, как правило, комплект 3D-оборудования для решения задач прототипирования и реверс-инжиниринга. В него входят 3D-принтер, 3D-сканер, расходные материалы, дополнительное вспомогательное оборудование.

Компания «RangeVision» с 2010 года разрабатывает и производит 3D-сканеры. Среди выпускаемых сканеров есть и профессиональные модели, которые выбирают ВУЗы и научно-исследовательские институты, и недорогие сканеры начального уровня для школ или колледжей. Модель Smart специально разрабатывалась для возможности применения в образовательном процессе и отличается максимально упрощенной настройкой при высоком качестве сканирования.

Михаил Козенко, руководитель компании «VolgoBot»

В данный момент нашей компанией разрабатывается 3D-принтер «VolgoBot» Mini, который отлично подойдёт под нужды образования. Он компактен, экологичен и прост в освоении. Но пока что внимание образовательных учреждений нацелено на наш главный 3D-принтер «VolgoBot» 1.4.

Ирина Соломникова, коммерческий директор компании «IMPRINTA»

Мы производим 2 модели 3D-принтеров Hercules и Hercules Strong. Основное отличие - размер рабочего поля. Обе модели принтеров имеют декларацию соответствия, являются безопасными и надежными для работы с детьми. Кроме того, принтеры поддерживают различные виды пластиков и кураторы и учителя могут сами выбрать наиболее подходящий и безопасный. К счастью, и производители пластиков регулярно радуют новинками.

Чаще выбирают модель Hercules. Он компактный, быстрый, безопасный и имеет отличные характеристики печати.

Олег Гогин, генеральный директор компании «НИССА Диджиспейс»

3D-сканеры и 3D-принтеры MakerBot, 3D-принтеры Stratasys и системы аддитивного производства Concept Laser. Для задач инженерного образования наиболее эффективны решения MakerBot благодаря простоте настройки, экономичности и надежности эксплуатации. Для преподавателей подготовлено издание на русском языке методического пособия по применению 3D-технологий в учебном процессе – книга «MakerBot в учебном классе».

Юлия Ефимова, маркетолог компании «Фабберс»

Как правило, учебные заведения интересуются FDM 3D-принтерами, так как они относительно дешевые и простые в использовании, а также используют дешевые расходные материалы. Что касается 3D-сканеров – их запрашивают реже, поскольку они менее универсальны и больше подходят под производственный процесс, чем под учебу. Как и в случае с принтерами, речь не идет о дорогих моделях сканеров. Такие приборы, как 3D-ручки, хоть и являются самым бюджетным вариантом 3D-технологий, все же рассматриваются учебными заведениями как дополнение к урокам творчества, нежели как инструмент приобретения 3D-навыков.

Хотя речь и идет об относительно дешевых моделях техники, мы рекомендуем для учебных целей обращать внимание на надежность оборудования. Именно по этой причине мы работаем только с проверенными брендами, они чуть дороже, чем китайские, но их качество и надежность оправдывают разницу в цене. Стоит отметить, что мировой рынок 3D-оборудования сейчас предлагает множество вариантов 3D-машин, в том числе и для образования.

Отличается ли чем-то 3D-принтер для образования от обычного принтера? Ответ: и да, и нет. Почему «нет»? Потому, что в основе 3D-принтеров лежит определенная технология (как вы знаете, их довольно много) и только от нее зависит применение того или иного принтера в образовательном процессе. Почему «да»? Потому что, когда мы говорим «образование», как правило, мы подразумеваем обучение школьников или студентов, и, если речь о первых, то скорее всего, такая машина будет иметь более красочный, «детский» дизайн, и возможно, чуть более легкий интерфейс управления, а в остальном технология процесса остается такой же, как и у «серьезных» машин. Поэтому мы не видим смыла предлагать учебным заведениям переплачивать за дизайн, ведь дети имеют свойство расти, и вкусы их меняются, тем более, что в школах вообще обучается несколько возрастных категорий детей, и старшеклассникам уж точно не будет интересно работать на «мультяшном» 3D-принтере. По этой причине мы рекомендуем выбирать машины сразу, так сказать, «на вырост», так и младшие дети привыкают к серьезной технике, и старшим интересно познавать азы 3D-науки.

Андрей Нуждов, руководитель сервиса «PrintAndPlay»

Интересовались в 2014, 2015 году 3D-принтером SibRap. Мой принтер изначально был адаптирован под нужды образования, поскольку представлял и представляет собой платформу, открытую для доработок и исследований. Этим (доработками и исследованиями) мы и занимались, пока не грянул кризис. Наработки и сейчас находятся в открытом доступе. Но бизнес на этом не сделать, необходимо двигать проект в некоммерческую сферу и получать грант на развитие, или открыть проект для краудфандинга, поскольку все члены нашей команды сейчас занимаются выживанием и бесплатно работают только по остаточному принципу.

3Dpulse.ru: Как Вы считаете, необходимо ли централизованно обучать школьников и студентов работе с 3D-технологиями?

Максим Анисимов, исполнительный директор компании «PICASO 3D»

Мое мнение - однозначно да! Очень важно, чтобы тот опыт, который будет передаваться детям в процессе обучения, и навыки, которые они будут осваивать, были связаны с реальными применениями технологий и имели комплексную основу.

Один из наших проектов, «3D образование», получил широкий положительный отзыв как со стороны пользователей оборудования, так и со стороны тех, кто только интересуется.

Хотелось бы также отметить, что уже сейчас в некоторых школах ведутся подобные курсы. Ученики показывают отличные результаты по освоению и применению технологий! Кроме этого подобные курсы ведутся и на базе частных компаний, где детей учат не просто технологиям, а созданию готовых продуктов и проектов. Я считаю, что это большой и тяжелый труд, но он позволит нам выйти на новый уровень технического и технологического развития.

Евгения Курочкина, директор по развитию компании «ZENIT 3D»

Да, мы всячески приветствуем обучения, конкурсы, образовательные проекты в сфере 3D-технологий. Мы сотрудничаем с рядом из них, например, мы являемся партнерами конкурса 3Д БУМ (финал которой прошел как раз в декабре 2016-го) и рассматриваем еще ряд проектов для сотрудничества.

Михаил Гасымов, генеральный директор компании «EDCOMM»

Однозначно, да. Учитывая темпы развития 3D-технологий, через 5-7 лет сегодняшний школьник сможет применить знания, полученные в школе, в любой промышленной отрасли: от строительства домов и мостов до кулинарии.

Марианна Гергова, ведущий специалист департамента продаж 3D-оборудования компании «3D-Store»

Современному конкурентоспособному образовательному учреждению безусловно необходимо использовать передовые технологии в учебном процессе, это делает процесс обучения более наглядным, интересным и продуктивным. Учащиеся еще со школы осваивают современные технологии, что в будущем даст им возможность стать востребованными специалистами в перспективных отраслях, таких как архитектура, дизайн, машиностроение.

Ренат Гайнутдинов, генеральный директор компании «Ирвин» (Magnum)

Несомненно, 3D-печать и сопутствующие технологии — это будущее, в котором сегодняшняя молодежь будет жить и работать. Знакомство с такими технологиями необходимо не только специалистам, но всем учащимся для того, чтобы ориентироваться в современных тенденциях и понимать суть технологии 3D-печати, которая уже сейчас завоевывает все новые и новые места в технологических процессах производства, дизайна и во многих смежных областях.

Артем Красовский, менеджер по работе с ключевыми партнерами компании «RangeVision»

3D-технологии уже вошли в нашу жизнь и используются в авто- и авиастроении, архитектуре, строительстве, медицине, мелкосерийном производстве. Поэтому, несомненно, необходимо знакомить школьников и обучать студентов технических специальностей современным 3D-технологиям.

У меня и моих коллег был опыт проведения в школе урока, посвященного 3D-сканированию и печати, и проявленный неподдельный живой интерес детей лишь подтверждает необходимость подобных занятий.

Михаил Козенко, руководитель компании «VolgoBot»

Мы считаем, что образовательным учреждениям надо обучать школьников и студентов не самим технологиям, а инженерному делу, активно используя 3D-технологии.

Ирина Соломникова, коммерческий директор компании «IMPRINTA»

3D-технологии активно входят в нашу жизнь. И если раньше многое казалось фантастикой, то сейчас, пролистывая ленту новостей, мы встречаем новости о применении 3D-принтеров в медицине, строительстве, космосе и т.д., и это уже не фантастика, а реальность.

Дети – наше будущее, и чтобы совершать какие-то открытия, они должны иметь хорошую базу знаний и умений. И, конечно, должны получать соответствующее образование, начиная со школьной скамьи.

Олег Гогин, генеральный директор компании «НИССА Диджиспейс»

Необходимо централизовано и оперативно адаптировать образовательные программы с использованием современных технологий, в т.ч. 3D-моделирования и печати, для эффективного развития инженерного потенциала нашей страны. Общая динамика развития и конкурентного изменения мирового рынка существенно сокращает время на такую адаптацию.

Юлия Ефимова, маркетолог компании «Фабберс»

Как мы все понимаем, 3D-технологии заняли свое почетное место практически во всех сферах деятельности человека, и если сейчас мы только в начале пути, только пробуем применять, и изучаем перспективы этих технологий, то в будущем все будет построено на их основе. Поэтому крайне важно развивать правильные навыки у наших детей и давать им возможность реализовывать себя с помощью данных технологий. И кто, как не государство с его возможностью централизованно управлять образовательным процессом, должно позаботиться о будущем наших детей, ведь они, дети, и есть будущее всей страны. Поэтому, если вы спросите «стоит ли централизованно обучать детей 3D-технологиям?», мы однозначно скажем «Да!», это делать нужно, и даже не в ближайшем будущем, а уже сейчас, ведь мы должны воспитать поколение успешных, достойных, умных и продвинутых людей.

Андрей Нуждов, руководитель сервиса «PrintAndPlay»

Обучать, естественно, нужно. Централизованно ли - это большой вопрос. Если имеется в виду подготовка большого количества специалистов в этой сфере, то, конечно, следует увязать эту подготовку с постановкой большого количества проектных задач с соответствующим финансированием, проще говоря, дать работу этим самым специалистам к тому времени, когда они закончат обучение. Проектные задачи, в свою очередь, должны приводить к серийному выпуску новых изделий, которые решают конкретные задачи, востребованные обществом, и, таким образом, на них есть спрос. К сожалению, по моим наблюдениям, планы государства зачастую страдают бессистемностью и эклектичностью, и в результате запросто может оказаться, что эти специалисты не найдут для себя работы и будут работать на Запад и на Восток, где работа есть, куда потом (или сразу) и эмигрируют. Как это было уже не раз и не два.

Благодарим за участие в нашем блиц-опросе представителей компаний «PICASO 3D», «ZENIT 3D», «EDCOMM», «3D-Store», «Ирвин» (Magnum), «RangeVision», «VolgoBot», «IMPRINTA», «НИССА Диджиспейс», «Фабберс», «PrintAndPlay».

Гость

13 января 2017

14:48:25

Zenit это клон Магнума. Курочкина раньше работала в Магнуме и украла чертежи. Все участники 3Д рынка знают это. Нехорошо на таком ресурсе не понимать этого! Позор.

добавить сообщение

?

Хотите
быть в курсе

события 3D-печати

У ВАШЕЙ КОМПАНИИ ЕСТЬ ЗАДАЧИ В СФЕРЕ 3D-ТЕХНОЛОГИЙ? МЫ ГОТОВЫ ПОМОЧЬ В ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

Агентство 3Dpulse.ru и консалтинговая группа «Текарт» предлагают сотрудничество в самых разных областях: от поиска потенциальных партнеров до рекомендаций по стратегическому планированию.
Отправьте заявку и получите консультацию на электронную почту.

У ВАШЕЙ КОМПАНИИ ЕСТЬ ЗАДАЧИ В СФЕРЕ 3D-ТЕХНОЛОГИЙ?
МЫ ГОТОВЫ ПОМОЧЬ В ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

Агентство 3Dpulse.ru и консалтинговая группа «Текарт» предлагают сотрудничество в самых разных областях: от поиска потенциальных партнеров до рекомендаций по стратегическому планированию.

Отправьте заявку и получите консультацию на электронную почту.